Все, о чем говорится в Библии, направлено к одной цели – заместительной смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте за грехи человечества.
Только в свете этого события могут быть поняты все рассказы, темы и связи Писания. Искупление человечества является его центром и кульминацией. Все указывает на Крест, на страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Бог сотворил человека, чтобы тот мог общаться с Ним как с Отцом, трудиться с Ним и, прежде всего, своей славной жизнью прославлять Его. Вследствие грехопадения человек все это потерял.
«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исаия 59:2).
Грех разделяет и отторгает нас от Бога. Наказание за грех – смерть, в том числе – смерть духовная, разделение с Богом.
«…а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17).
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Римлянам 2:9).
Человек погряз в грехах и преступлениях. Он духовно мертв, он враждует и бунтует против Бога, он подчинен господству сатаны. Но Бог не только свят и праведен. Он также верен и полон любви. Его святость отделяет грешника от Него, Его праведность требует наказания за грех, Его верность крепко держится заветов, планов и обетований. Его любовь простирается, чтобы спасти и восстановить утерянное общение с человеком. Иисус Христос отвечал всем этим требованиям.
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).
Само слово «пасха» еврейское, означает оно «переход», «пощада», «избавление» (еврейское «песах»). Впервые пасха была совершена израильским народом в Египте, и пасхальная трапеза завершила период их мучительного и позорного рабства. Она защитила их от проклятия, которое постигло каждую египетскую семью. Благодаря этой трапезе израильтяне окрепли и все, как один, смогли выйти из-под гнета египетской тьмы и начать путь в землю обетованную.
Центром пасхальной церемонии стало заклание непорочного агнца. Все это является прообразом Иисуса Христа и Его искупительной смерти за все человечество, которая открывает выход из рабства греха и смерти в новую жизнь, бессмертную и вечную. Иоанн креститель, увидев на берегу Иордана идущего к нему Иисуса, воскликнул: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира!» Библия описывает Иисуса как жертвенного Агнца, отдавшего Себя Самого в заместительную жертву. Уже в Ветхом Завете мы находим пророчества, касающиеся Его страданий и смерти.
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:5,6).
«…как овца, веден был Он на заклание…» (стих 7).
«…Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (стих 11).
С момента постройки Храма израильский народ каждый год приносил своих агнцев в Иерусалим на праздник Пасхи. Этот праздник был самым великим торжеством года. Народ прославлял Бога за выход из египетского рабства, а также ожидал освобождения от рабства духовного. Семье, которая приходила издалека, трудно было принести агнца с собой, и левиты разводили их на лугах около Вифлеема, а затем продавали у Храма. Эти агнцы рождались только для того, чтобы умереть, став пасхальной жертвой.
В Вифлееме, в хлеву для скота и родился Иисус Христос, Агнец Божий. Первыми, кому было возвещено о Его рождении, были пастухи, которые пасли и растили пасхальных агнцев. Еврейский историк Иосиф Флавий, живший в первом столетии после Рождества Христова, сообщает, что количество агнцев достигало 256 500. Овцы проходили осмотр с десятого дня месяца Нисан (соответствует нашему апрелю). На четырнадцатый день пасхальный агнец приносился в жертву.
В Новом Завете мы читаем, как было совершено Божье обетование искупления.
В десятый день месяца Нисан на дороге в Иерусалим показался всадник, который ехал на осле. Он был Тем, о Ком предвещали Писания, – Иисус Христос, «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Народ размахивал пальмовыми ветками и пел во весь голос: «Осанна! Благословен грядый во Имя Господне», прославляя Его за все, что Он совершил. В эти несколько дней Его, как и жертвенного агнца, тщательно обследовали фарисеи и саддукеи, приверженцы Ирода, иудеи и римляне. В Нем не было никакого порока. Он был тем беспорочным Агнцем, способным искупить человечество.
За день до торжества Иисус совершил со Своими учениками тайный пасхальный ужин, объясняя им истинное значение происходящей трапезы – «Сие творите в Мое воспоминание». Немедленно после вечери Иисус отправился с учениками в Гефсиманский сад, и один из Его учеников по имени Иуда предал его за 30 сребренников. Солдаты связали Иисуса и повели к первосвященнику, собравшему среди ночи тайное судилище. Они приговорили Его к смерти, считая, что Иисус кощунствует и оскорбляет Бога, называя Себя Сыном Божьим, Мессией, делая Себя равным Богу.
В 9 часов утра 14 дня месяца Нисан Иисуса привели на Голгофу для распятия и пригвоздили ко кресту.
Современники свидетельствовали, что не было более ужасной казни, чем распятие на кресте. Иисус заплатил великую цену за наше искупление.
В 15 часов, когда у ворот Храма начали закалывать пасхальных агнцев, именно в этот миг Иисус провозгласил: «Свершилось!» и умер. Тогда разорвалась завеса в Храме, которая закрывала путь в Святое Святых, где прибывало присутствие Божие, открыв людям доступ к Богу. С этого времени жертвоприношения агнцев отменены Богом.
Все до мельчайших деталей произошло именно так, как предвещали пророки.
Он был причислен ко злодеям (Исаия 53:12).
Его руки и ноги пронзили гвоздями (Псалом 21:17; Захария 12:10).
Над Ним издевались, Он был унижен и оплеван (Псалом 21:7-9).
Ему давали пить уксус, смешанный с желчью (Псалом 68:22).
Он молился за Своих врагов (Исаия 53:12).
О Его одежде бросали жребий (Псалом 21:19).
Кости Его ног не были перебиты (Исход 12:46; Псалом 33:21).
Его похоронили в гробу, принадлежавшему богатому человеку (Исаия 53:9).
Библия утверждает:
1. Иисус действительно умер, став заместительной жертвой за наши грехи.
2. Он действительно сошел в ад, испытал муки смерти.
3. Он действительно воскрес на третий день. Его мертвое тело воскресло и было восстановлено.
4. Долг за грех был уплачен, и власть греха была разрушена.
5. Жало смерти было сокрушено.
6. Сатана был побежден и обезоружен.
Если человек верит в эти фундаментальные истины христианства и верит, что Иисус совершил это именно для него, то этого достаточно для спасения. Смерть Иисуса Христа на кресте и Его пролитая драгоценная кровь – это цена возвращения нам мира с Богом и общения с Ним. Его победа и Его воскресение – это полный триумф. Жизнь победила, и эту жизнь Он дает всем и каждому, кто призовет Его Имя.
Епископ РОСХВЕ
Андрей Дириенко